Газлифт – конструкция, функции, особенности выбора
Газлифт – конструкция, функции, особенности выбора
По сути, газлифт представляет собой газонаполненный амортизатор. Только в отличие от автомобильного амортизатора, задача газлифта не сглаживать динамические колебания, а развивать необходимое усилие (сопротивление) для плавного движения или удержания поршня-штока в крайних или любых промежуточных положениях.
Конструктивно, газлифт представляет собой полый цилиндр и двигающийся в нём поршень, связанный с рабочим штоком. Внутренний объём цилиндра заполен газом. А в поршне предусмотрен один или несколько клапанов одностороннего действия – с постоянным усилием открытия или принудительным приводом (от рычага).
При движении штока вверх/вниз, над или под поршнем образуется полость. Заполняющий полость газ будет сопротивляться сжатию – и если сила сопротивления не превышает усилие открытия клапана, шток остановится. К примеру, газлифт фиксирует дверцу шкафа, откидывающуюся вверх. В этом случае проушина корпуса-цилиндра крепится внутри ящика, а вытягивающийся шток-поршень соединён с откидной дверцей. При закрытой дверце шток газлифта до конца утоплен в цилиндр-корпус. А полость под поршнем минимальна – весь газ находится над ним. Чтобы открыть дверцу шкафа мы тянем её, шток газлифта выходит из корпуса, поршень движется вверх и поджимает газ в основной полости цилиндра – мы ощущаем сопротивление. Преодолевая его, мы вызываем открытие клапана в поршне – и газ из верхнего объёма перекачивается в нижний – под поршень. Если при этом отпустить дверцу – она не упадёт с грохотом обратно, поскольку её вес уравновешивается противодавлением газа под поршнем штока.
Любое наше усилие вызовет срабатывание одного из двух клапанов – либо открывающего доступ в нижнюю полость (если мы продолжим открывать дверцу, и поршень будет вытеснять газ из верхней части цилиндра), либо в верхнюю – если мы станем закрывать дверцу, и газ пойдёт обратно (из нижней полости в верхнюю). Либо отпущенная дверца плавно и без стука закроется сама – если её вес лишь незначительно слегка превышает усилие открытие клапана.
Таким образом, конструкция газлифта позволяет свободно перемещать шток в любую сторону – если внешнее усилие достаточно для открытия перепускных клапанов в поршне. Или блокировать/замедлять перемещение силой сжатого газа, которой недостаточно для «самовольного» открытия клапанов. Подбирая их жёсткость можно настроить газлифт как угодно. К примеру, на свободное растягивание в одну сторону и жёсткое блокирование в обратную (так делается во всех опорных элементах тяжёлых вещей). Можно предусмотреть и механический привод клапанов. К примеру, значительный вес на офисном кресле не вызывает его «просадки». Но для поднятия или опускания предусмотрен рычаг – он-то и активирует клапана встроенного амортизатора (по сути – газлифта). Можно добиться и плавного втягивания штока из любых положений, чтобы открытые крышечки/ящички после отпускания руки всегда возвращались обратно (то есть закрывались).