Тест: автобусная компания Lux Express
Тест: автобусная компания Lux Express
Travel.ru провел тест автобусной компании Lux Express, занимающейся перевозками по Прибалтике, а также на ряде линий за ее пределы, в том числе из Санкт-Петербурга в Эстонию, Латвию, Финляндию и из Москвы в Латвию и Эстонию. Компания специализируется на перевозках повышенной комфортности на больших автобусах.
Парк компании состоит из автобусов Irizar i6 и i8 на шасси Scania, построенных по специальному заказу Lux Express. Стандартные автобусы имеют 56 мест, вариант с бизнес-классом (Lounge) — 45 мест. 11 автобусов находятся в российском регистре и используются для рейсов из Санкт-Петербурга в Таллин, Хельсинки и Ригу. Также из Санкт-Петербурга курсируют еще три микроавтобуса Mercedes — на линии в приграничные районы Эстонии (сервис Lux Mini). Прочий парк Lux Express примерно в сотню автобусов базируется в Прибалтике.
Все большие автобусы имеют кондиционер, туалет, розетки — обычные и USB, беспроводной доступ в интернет, развлекательную систему с экранами для каждого пассажира, индивидуальные лампочки для чтения, большие столики, кофемашину с бесплатным кофе и чаем.
Стандартные автобусы
Стандартные автобусы используются на всех российских маршрутах Lux Express, за исключением одного рейса Санкт-Петербург — Таллин и рейсов Lux Mini. На стандартных автобусах выполняется 7-8 рейсов в день Санкт-Петербург — Таллин, 5 рейсов в день Санкт-Петербург — Хельсинки, 4 рейса в день Санкт-Петербург — Рига и 1 рейс Москва — Рига / Таллин. Внутри Прибалтики рейсы более часты — по ряду маршрутов они совершаются раз в час или полчаса.
В стандартных автобусах 56 мест, в продаже на средних и дальних рейсах обычно 54 из них. Нечетные места расположены у окна, четные — у прохода. Как и в большинстве автобусов, чем ближе к хвосту — тем меньше шансов иметь соседей при неполностью проданном рейсе.
Шаг кресел на большинстве рядов составляет около 80 сантиметров — заметно больше, чем в обычных автобусах. При желании сидящий у окна может выйти, не заставляя вставать того, кто сидит у прохода.
Места в первом ряду (кресла 1-4, в продаже на длительных рейсах обычно только два из них, остальные два заняты сменным водителем) не подходят для желающих работать с ноутбуком и имеют ограниченное пространство для ног. Они также могут не давать особых преимуществ в обзоре дороги, если водитель использует шторки против солнца. Кроме того, в первом ряду не разрешается сидеть детям. Продаются эти места обычно только после заполнения всех остальных мест в автобусе.
Ряды в начале автобуса часто заняты полностью. Часто это пассажиры, которые не стали выбирать конкретные места — тогда система бронирования сажает их на первые доступные от начала салона. На первых рядах также может быть чуть ограничен обзор из-за стоек автобуса.
В середине автобуса у второй двери находится сервисный блок. Слева от выхода — туалет, похожий на самолетный, с дозаторами мыла, салфетками для рук и прочим, а также урна для мусора. Справа — кофемашина с бесплатным кофе для всех пассажиров.
В кофемашине можно выбрать один из пяти видов кофе либо горячую воду для чая. На экране выбора можно также указать желаемое количество сахара и молока. Пакетированный чай нескольких видов доступен в коробке наверху.
Электрическая розетка — одна на каждые два места, расположена внизу между креслами. Однако для подзарядки мобильной техники у каждого пассажира имеется еще и USB-порт, вмонтированный в экран системы развлечений.
Откидывающийся столик раздвигается, позволяя комфортно разместить дорожный ноутбук с диагональю экрана в 10-12 дюймов. В раздвинутом столике также появляется лунка для стаканов с горячими напитками.
Места по левому борту возле сервисного блока (21, 22, 25-28) — одни из наиболее удобных. Среди прочего, они позволяют не идти с горячим кофе через весь салон. Впрочем, для кофейных стаканчиков имеются крышки. Кроме того, близко находится дверь — это удобно при выходе для погранконтроля.
Места 31-32 по правому борту сразу за сервисной зоной (в автобусах Lux Lounge это места 29-30) имеют слегка ограниченное пространство для ног из-за кофемашины, но при этом позволяют разместить на ней больше мелкой ручной клади. Они также не подходят для работы с ноутбуком и там не разрешается сидеть детям.
Система развлечений весьма похожа на самолетную. У каждого пассажира — собственный 9-дюймовый сенсорный экран. Помимо фильмов, имеются видеоигры и музыка.
В системе имеются также ссылки на сайты крупных мировых СМИ. Однако работает этот сервис так себе — для чтения новостей проще пользоваться бесплатным Wi-Fi на собственном мобильном устройстве. Беспроводной интернет достаточно хорош — этот сервис Lux Express работает через различных провайдеров в разных странах и обеспечивает покрытие на всем протяжении пути.
Выбор фильмов вполне достойный. Наушники можно взять в коробке при входе в автобус.
Список доступных фильмов обновляется раз в две недели. Среди клиентов Lux Express в Прибалтике много тех, кто ездит несколько раз в неделю — для них требуется частое обновление коллекции.
Автобусы Lux Lounge
Чтобы привлечь бизнес-клиентуру, Lux Express создал специальные рейсы с зоной Lounge. Это места бизнес-класса в хвосте некоторых автобусов — их можно отличить по надписи Lux Lounge.
Автобусы Lux Lounge имеют 45 мест — 30 стандартных кресел в начале и середине салона плюс 15 мест бизнес-класса в хвосте. Последние имеют компоновку 2+1 — таким образом, желающие могут выбрать, сидеть ли в одиночку или вдвоем. Цена, как правило, в 2-3 раза выше стандартной.
Хвост выбран для размещения мест Lounge с целью минимизировать беспокойство для бизнес-пассажиров — другие клиенты через эту зону не проходят. Кресла в зоне Lounge шире стандартных, а расстояние между рядами достигает метра.
Помимо больших кресел, в зоне Lounge имеются дополнительные отсеки для мелкой ручной клади и подставки для ног.
Некоторые места в зоне Lounge имеют свои особенности. В основном это относится к первому ряду (места 31-33) — там не откидывающиеся, а стационарные столики с экранами системы развлечений. Из-за этого там может быть неудобно работать с ноутбуком (а если его все же поставить, то он закроет экран системы развлечений), однако гораздо больше места для ручной клади.
В стоимость билета Lux Lounge включено питание. На снимке выше — версия питания из Таллина, на снимке ниже — из Санкт-Петербурга.
На российских направлениях пока есть только один рейс Lux Lounge. Это раннеутреннее отправление из Таллина в Санкт-Петербург и обратный рейс в конце дня.
Кроме того, все рейсы из Москвы в Ригу / Таллин совершает автобус Lux Express Special, имеющий подобную бизнес-компоновку на протяжении всего салона. В нем всего 35 мест. Такое решение вызвано большой продолжительностью поездки. Однако бесплатного питания на этих рейсах нет — пассажиры получают бутылку воды.
Поездка
Благодаря наличию туалета на борту автобусы Lux Express могут не делать технические стоянки. Короткие остановки делаются только для посадки-высадки пассажиров. В крупных городах остановок может быть несколько для удобства пассажиров, живущих в разных районах.
На рейсах за пределы шенгенской зоны имеются также остановки на погранпереходах. В этом случае пассажирам приходится дважды покидать автобус, забирая в том числе вещи из багажника — для прохождения пограничного и таможенного контроля с обеих сторон границы.
Регулярные рейсовые автобусы, в отличие от заказных, имеют приоритет при прохождении госграницы и редко сталкиваются там с очередями. На фото — российский погранпереход в Ивангороде.
Петровская площадь в Нарве возле эстонского погранпункта — единственная остановка экспресс-рейсов Таллин — Санкт-Петербург за пределами этих городов. Эти рейсы укладываются в шесть часов. Другие рейсы этого же маршрута могут иметь до шести остановок по дороге.
Покупка билетов
Помимо касс автовокзалов, билеты Lux Express в России доступны в двух онлайн-источниках. Во-первых, это собственный сайт Lux Express — он оптимален для покупки в случае, если у пассажира есть промокод какой-либо маркетинговой акции компании, по которому можно получить скидку на ее сайте. Новости о таких акциях регулярно публикуются на Travel.ru.
Однако система бронирования сайта Lux Express уже достаточно давно не обновлялась — в частности, в ней нет возможности выбора только прямых рейсов или выделения рейсов Lux Lounge. Без промокодов проще использовать другой сайт — российского агента Tutu.ru.
Сайт Tutu.ru позволяет сортировать рейсы по времени, продолжительности или цене, а также отдельно публикует рейсы Lux Lounge. Там также доступен рейтинг перевозчиков и возможно применение собственных скидок Tutu.ru.
Билеты на обоих сайтах электронные, для посадки в автобус требуется только паспорт. Также на обоих сайтах можно бесплатно выбрать желаемые места в автобусе.
Lux Express — одна из немногих компаний, сумевших поднять сервис автобусных перевозок до уровня, сравнимого с премиальным экономклассом авиакомпаний. При этом конкуренция заставляет Lux Express держать приемлемые цены на билеты. О перспективах выхода Lux Express на рынок внутрироссийских перевозок можно почитать здесь.
Коварная нумерация мест в автобусе
Бывают ситуации, когда вам нужно, просто посмотрев на схему мест в автобусе, выбрать для себя то, которое, на ваш взгляд, окажется самым удобным. Чтобы не заморачиваться, на обратный рейс вы выбираете то же самое место. А что? На схеме, представленной на сайте, четко видно, что место нормальное. Но со временем выясняется, что мало доверять схеме расположения мест в автобусе Неоплан (или Ман, Сетра) — нужно перепроверять у тех, кто вам эти билеты продает. К примеру, туда вы едете на одной модели автобуса и место вас вполне устраивает. Когда же приходится ехать обратно, вы заходите в салон и вдруг понимаете, что номер места тот же, но его расположение совершенно неприемлемое: оно впритык ко второй двери и столику, на котором стюардесса делает чай для пассажиров. А значит — вам просто некуда вытянуть ноги. Впереди — целые сутки в дороге, а вы не знаете, что делать со своими коленями, которые от постоянного согнутого состояния невероятно ноют. Как вам такая перспектива? Наверняка вам бы хотелось заранее понимать, какие плохие места в автобусе, а какие — самые удобные. Есть и другие критерии выбора мест, а именно:
- безопасность,
- часть салона,
- близость к двери.
Самые опасные места в салоне любого автобуса — в первом ряду справа. В случае лобового столкновения с идущим навстречу автомобилем эти места попадают под удар первыми. К опасным относятся также места в левой части салона, потому что в Европе преимущественно правосторонее движение, а значит — автобус расположен к потоку автомобилей именно этой стороной. И конечно, задние места — они тоже опасные. Дело в том, что в случае удара сзади пассажиры с последнего ряда легко могут улететь в проход и, разумеется, травмировать себя.
Какие же места в салоне автобуса менее опасные? Традиционно это места сразу за водителем. Неоднократно замечено, что, попадая в аварийную ситуацию, водитель подсознательно старается защитить ту часть автобуса, где находится он сам, инстинктивно подставляя под удар противоположную часть транспорта. К менее опасным относятся также места в середине салона и желательно — у прохода.
Что из себя представляют места возле дверей
Не сказать, что это самые плохие места в автобусе, но определенно они не очень комфортные. К примеру, в холодное время года каждый раз при открытии двери пассажиров будет обдавать холодным потоком воздуха. Кроме того, у тех кресел, которые стоят задней своей частью к двери, спинки не откидываются. Плюсы у таких мест тоже имеются. К примеру, на остановках пассажиры с этих мест имеют преимущество перед остальными в том, что могут быстрее покинуть салон для перекура, чтобы выйти в туалет или просто размяться. Также удобнее им и возвращаться в салон — можно заходить самыми последними, потому что не придется пробираться в дальнюю часть автобуса.
В чем особенность мест заднего ряда
Особенно важно учитывать расположение мест в автобусе дальнего следования. Дорога предстоит неблизкая, что само по себе утомительно. А если у вас определенные проблемы со спиной или коленями, а может, вы вообще путешествуете с детьми, вам просто необходимо как можно более придирчиво отнестись к выбору своего места в салоне. Так, задний ряд в расчет лучше не брать. Да, там обычно целых 5 мест, но продают только 2 из них, чтобы пассажирам можно было хотя бы немного прилечь. Почему? Все просто: спинки кресел с заднего ряда не откидываются. Что еще? В хвосте автобуса сильнее укачивает, из-за чего люди, склонные к “морской” болезни, сразу рассаживаются поближе к водителю.
Что? Вам предстоит поездка на двухэтажном автобусе? Учтите особенности каждого этажа
- Первый этаж: больше места, просторнее, потому что пассажирских мест меньше по сравнению со вторым этажом. Есть столики, как правило — санузел, холодильник и прочие удобства расположены именно на первом этаже. Но! С первого этажа не откроются живописные виды из окна.
- Второй этаж: они откроются с высоты как раз второго этажа. И это прекрасно, если вы сидите у окна. Однако здесь теснее, чем на первом этаже, что вызовет неудобства у людей с лишним весом или высокого роста. А еще — придется спускаться каждый раз на остановках, чтобы просто вдохнуть свежего воздуха.
Выбор места в салоне автобуса дальнего следования необходимо делать исходя из многих факторов (безопасность, удобство с точки зрения отдыха, комфорта передвижения по салону). Но теперь вы больше знаете о нюансах расположения мест и сможете путешествовать еще с большим комфортом.