Как организовать бранч в ресторане
Как организовать бранч в ресторане
Бранч буквально означает «поздний завтрак». Это «гибрид» английских слов «breakfast» – завтрак и «lunch» – ланч. Хотя на самом деле бранч – это полноценный обед. Как правило, бранчи проводятся в ресторанах по выходным дням (чаще только по воскресеньям), с 12.00 до 16.00. Кроме еды, бранч включает и различные развлечения для детей и взрослых.
Если ресторан в выходные днем не пустует – значит, этому заведению бранчи не нужны. Но в большинстве московских ресторанов ситуация иная – с утра и до 16.00 в субботу-воскресенье они словно вымирают. Идеальный способ заполнить зал, увеличив при этом объем продаж, – ввести воскресный бранч.
В городских ресторанах бранчи преследуют две основные цели – промоушен самого заведения и получение дополнительной прибыли. Например, в городском ресторане Eden в Лондоне с появлением бранчей прибыль увеличилась на 25%. «Вообще-то на самих бранчах я зарабатываю около 12%, не больше, – прокомментировал эту ситуацию Генри Эденвейти, хозяин Eden, на сайте www.restaurant.co.uk. – Но бранч помог мне раскрутиться. Изюминка нашего бранча в том, что каждое воскресенье, помимо шведского стола (10 фунтов за 30 блюд), я предлагаю гостям флаер на бесплатный десерт в будний день. Кроме того, я провожу опрос гостей: если кто-нибудь работает неподалеку, я дарю ему бесплатный бизнес-ланч».
По мнению Арно Жакара, генерального директора ресторана «Мажорель», бранчи в ресторанах Москва часто просто необходимы. «Во Франции есть давняя традиция, соблюдаемая большинством, – обедать в ресторане по воскресеньям, поэтому воскресная прибыль достаточно велика и без бранчей, – рассказывает Жакар. – В Москве такого нет, и «заманить» уставшую после субботних развлечений публику можно только на бранчи; обычный обед, без всяких бонусов и культурной программы, людям интересен не будет».
«Если в воскресенье ресторан простаивает, то его хозяин может потерять до 1/7 (приблизительно 14%) прибыли, – рассказывает Владимир Павлов, управляющий и совладелец ресторанов «Автограф», «Печки-лавочки», «Конкорд» и кафе «Монтероссо». – Хотя на практике, если воскресным днем зал удается заполнить с помощью бранчей, то выручка вырастет где-то на 10%; все равно это ощутимо».
Сейчас о введении у себя бранчей заявляют все большее число столичных ресторанов. К примеру, бранчи есть в пивном ресторане Tuborg в клубе «Б2», в «Печках-Лавочках» и ресторане клуба «Талеон» (Санкт-Петербург), осенью появится бранчи в «Автографе» и «Мажореле». Кроме того, бранчи начали интересовать и рестораторов в регионах. По информации Национальной ассоциация гостеприимства, представители Краснодарского и Красноярского краев специально попросили в 2003 г. включить в программу ежегодных региональных сессий, проводимых Ассоциацией, семинары по бранчам.
Чтобы организовать прибыльный бранч в ресторане, специалисты советуют прежде всего определить следующее.
- Существует ли для него в заведении потенциальная аудитория.
- Подходит ли ресторан для проведения этого мероприятия по техническим параметрам.
- Какое меню и по каким ценам предлагать.
- Какие организовать развлечения.
Выручка в ресторане: как ее считать?
Ресторан: работа над ошибками. Книга для неидеальных рестораторов
Бюджетирование в ресторане: как правильно? Часть 2
Бюджетирование в ресторане: как правильно? Часть 1
На выручку в ресторане влияют всего несколько показателей:
- Средний чек на стол;
- Количество посадочных мест;
- Средний чек на гостя;
- Оборачиваемость стола;
- Количество столов;
- Оборачиваемость посадочного места.
Оборачиваемость стола = количество чеков/количество столов.
Оборачиваемость посадочного места = количество гостей/количество посадочных мест в ресторане.
ФОРМУЛЫ ТОВАРООБОРОТА
- ТО = средний чек на стол х количество столов.
- ТО = средний чек на гостя х количество гостей.
- ТО = средний чек на стол х количество чеков/оборачиваемость стола.
- ТО = средний чек на гостя х количество чеков/оборачиваемость посадочного места.
Вы можете влиять на все эти показатели. Если не устраивают результаты товарооборота, необходимо проанализировать его составляющие и отыскать место провала. В первую очередь лучше исправлять тот показатель, где вы можете улучшить ситуацию максимально быстро, параллельно составляя план корректировки других.
Средний чек на стол, с одной стороны, наиболее точный показатель, поскольку количество гостей официантами зачастую «бьется» неправильно. С другой — на него влияет множество факторов. Чтобы провести корректный анализ, необходимо разбить его на составляющие.
На показатель среднего чека ресторана влияют:
- продажи по доставке;
- программы лояльности;
- продажи навынос;
- завтраки;
- банкеты;
- ночные продажи;
- скидки и купоны;
- картина продаж;
- специальные предложения (комбо, ланч и т.д.).
Чтобы эффективно работать со средним чеком для увеличения товарооборота, нужно понять, на что влияют официанты, а где необходимо участие руководства ресторана. И в зависимости от этого ставить цели.
ПОШАГОВЫЙ АНАЛИЗ
- Посчитайте общий средний чек.
Если у вас персонал получает процент от выручки, тогда, конечно, сделать это окажется сложно. В таком случае у каждого официанта должны быть две карты — основная и банкетная. Это немного увеличит время расчета зарплаты, зато даст вам возможность увидеть реальные показатели работы каждого сотрудника.
Например, если очищенный товарооборот за месяц определился в 5 млн рублей, сумма скидки составила 200 000 рублей, а количество чеков было 4 000, то мы производим следующую операцию:
5 000 000 : 4 000 = 1250 рублей,
добавляем сумму скидки и выясняем, что средний чек составит
5 200 000 : 4 000 = 1300 рублей.
Для чего это нужно? Допустим, у официанта падает средний чек. Следует выяснить — он стал хуже продавать или все дело в скидке?
Кстати, уже не раз подтверждалось, что гости, которые имеют скидку, тратят больше, чем другие посетители. То есть обычно программы лояльности не влияют отрицательно на показатели среднего чека. Впрочем, контроль воздействия таких программ на средний чек в любом случае необходим.
Если у вас стоит задача развивать направление завтраков или ночных продаж, делать такой расчет вам совершенно необходимо. Если они занимают малую долю и вы не планируете заниматься их продвижением, постоянно считать, конечно, не нужно. Но чтобы понять влияние этих продаж на общие показатели, хотя бы раз посчитать их доли в общей выручке все же стоит. Для этого разбейте работу на временные отрезки:
- 7.00–12.00 — завтрак;
- 12.00–18.00 — ланч;
- 18.00–24.00 — ужин;
- 00.00–6.00 — ночь.
Почасовые продажи за месяц по данным отрезкам времени и доли могут получиться, например, следующими:
Таблица дает наглядное представление о том, какой период реально влияет на средний чек. Если доля завтрака составляет 10%, а ланча — 40%, это существенно. А значит, стоит рассматривать средний чек этого периода отдельно. После того как вы увидели средние чеки по интересующим вас периодам, необходимо сопоставить ваши ожидания и реальные факты.
Допустим, после проведенного анализа вы поймете, что вас не устраивают показатели среднего чека по всем периодам. Чтобы понять, почему это происходит, вам нужно использовать такие показатели, как:
- наполняемость чека;
- средняя цена блюда,
а также видеть динамику за несколько месяцев.
Предлагаю систематизировать все показатели, заполнив таблицу, в которой они будут отражены, — так вы сможете наглядно сравнивать результаты. В нашем примере таблица уже заполнена.
СТРУКТУРА ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ
- Количество чеков и выручка берутся из ваших отчетов.
- Средний чек = выручка ресторана/количество чеков.
- Средний чек без заказов на доставку и (или) навынос = выручка ресторана — выручка на доставку + навынос / количество чеков — количество чеков на доставку + навынос.
Для удобства работы лучше набивать все заказы навынос на специально отведенную карту. Доставку также лучше пробивать отдельно. Вы можете считать тот средний чек, который вам необходим. Если нет доставки, вы ее не учитываете, и наоборот.
Как увеличить средний чек
Давайте разберемся с формулой. Её главный компонент — прибыль. На её увеличение и нужно направить свои усилия.
Количественные методы
Увеличить прибыль можно разными путями. Один из них, наверно, самый очевидный — это увеличение стоимости обслуживания. Чем дороже блюда в меню, тем большая сумма в итоге окажется в чеке. Однако, у этого пути есть и очевидный минус. При слишком высокой стоимости обслуживания клиенты просто перестанут к вам приходить. Тут надо ориентироваться на ваших ближайших конкурентов.
Сравните стоимость обслуживания у вас и у соседних ресторанов. Если к конкурента цена за обед 500 рублей, а у вас только 300, то имеет смысл поднять стоимость хотя бы на 50-100 рублей. Если же цены сопоставимы, то без улучшения качества обслуживания ценник поднимать не стоит.
Другой вариант поднять средний чек — это продавать больше. Не дороже, а именно больше по количеству. Тут важную роль играет обслуживающий персонал. Официанты должны предлагать дополнительные блюда, знакомить посетителей с интересными предложениями в меню. Если клиенту понравится предложение, он закажет больше блюд, больше напитков. А это отразится на увеличении среднего чека.
Качественные методы
Несомненно, качество обслуживания играет важную роль в деятельности заведения. Ресторан высокой кухни по определению будет иметь намного больший средний чек, чем забегаловка быстрого питания. Улучшайте качество блюд и качество сервиса. Только тогда можно будет выйти на более дорогой сегмент рынка. И получать более высокую прибыль.
Все существующие заведения быстрого питания предлагают практически идентичные блюда. Это либо гамбургеры, либо пицца, либо суши-вок. И в данной ситуации невозможно поднять средний чек за счёт качества блюд. Ведь они все примерно одинаковые.
Видео: как увеличить средний чек
4. Продажи и маркетинг
Рекламную кампанию в целях успешного развития ресторана необходимо подготовить еще до начала работы ресторана. Стоит отметить, что рекламная кампания должна опираться на концепцию ресторана, которую также надо тщательно подготовить и реализовать.
Проведение рекламной кампании необходимо доверить компании на аутсорсинге, так как это поможет наиболее эффективно провести кампанию и сэкономить средства при открытии.
Для наиболее успешного проведения рекламной кампании, соберите статистические данные по концепциям ресторанов, их посещаемости и определите наиболее выгодный формат.
Ключевым источником привлечения клиентов является оффлайн-реклама, которая будет проходить на городском телевидении, в общественном транспорте, газетах. Не забудьте изготовить и разместить красивую вывеску вашего ресторана. Освещайте каждое мероприятие вашего ресторана с помощью СМИ и социальных сетей.
Для привлечения клиентов из Интернета используйте таргетированную рекламу в социальных сетях. Также размещайте рекламу у блогеров.
Это не ключевой показатель, и нужен он скорее для того, чтобы понять общую картину, что происходит у вас в заведении, какова «наполненность» гостями в целом. Это важно также для инвесторов и для будущего масштабирования бизнеса, когда вы будете показывать подборку данных о работе и преимуществах вашего формата, концепции.
Рассчитать его довольно просто:
Безусловно, среднее количество гостей за столом в будние и выходные дни лучше рассчитывать отдельно. Для ресторанного бизнеса будние дни — с понедельника по четверг, а выходные — с пятницы по воскресенье.
Для анализа вам нужно собрать данные по чекам, о которых мы уже говорили выше, и отсортировать по времени открытия столов и дням недели. С помощью анализа оборачиваемости вы узнаете:
Пиковые часы загрузки вашего ресторана.
Заполняемость заведения в отдельные промежутки времени.
Эффективность использования пространства помещения.
Обоснованность выбора столов на двоих, четверых и т. д.
После анализа вы также поймете, нужны ли вам специальные стимулирующие акции для определенных дней или часов. Допустим, вы узнали, что у вас малый оборот стола. Есть как минимум две причины почему:
- Мало гостей — нет рекламы или приходят один раз и не возвращаются, то есть нет постоянных посетителей. Возможно, не нравится кухня, сервис и т. д.
- Много гостей — неправильное размещение, размеры или неэффективное использования столов. Плюс нужно проверять скорость обслуживания.
Чек-лист по запуску кофейни
Открываете кофейню? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Нужны ли в мини-гостиницах кассовые аппараты?
Много вопросов и опасений у потенциальных владельцев мини-отелей вызывает п.2.1. ст. 2 Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Законодатель определяет обязательное использование кассовых аппаратов плательщиками единого налога на вмененный доход, каковыми и являются представители малого гостиничного бизнеса.
С одной стороны – Закон прав и его буквы необходимо придерживаться, а с другой уютная домашняя атмосфера и наличие кассовой машины как-то не вяжутся между собой.
Еще раз напомним, что ЕНДВ применяют исключительно владельцы отелей, в которых налажена система полноценной организации питания или функционирует кафе. Кассовую машину в этом случае можно разместить за барной стойкой, чтобы она не смущала посетителей и владельца.
Но если покупка кассового аппарата не запланирована, то предприниматели, которые не попадают под действие 2 и 3 статьи Закона, вполне могут обойтись выдачей чеков или квитанций по требованию клиента.