Полевая кухня
Полевая кухня
Полевая кухня (КП) — специальное транспортное средство либо прицеп, предназначенный для приготовления пищи и организации горячего питания личного состава формирований, в полевых (походных) условиях, на удаленных объектах, в подразделениях и воинских частях где отсутствуют стационарные объекты для приготовления пищи.
Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля. Имеет от одного до четырёх котлов. Может включать в себя помещение-столовую.
Содержание
В Русской императорской армии первые полевые кухни появились в 1898 году. До этого еда в походных условиях готовилась на костре в котлах, перевозившихся в обозе.
В 1896 году Военное министерство объявило конкурс на военно-походные кухни с назначением денежных премий и определенными техническими условиями: требовалось построить кухни двух типов: пехотно-артиллерийскую (4-колесную) и кавалерийскую (2-колесную). Было представлено 15 образцов кухонь, наиболее разработанными были признаны кухни фирмы «Крыштовъ, Брунъ и С-нъ», которые были рекомендованы войскам. После ряда испытаний в 1899—1900 годах, 30 января 1901 года последовало Высочайшее повеление о введении их в войсках.
Впервые в боевой обстановке полевые кухни были использованы во время Китайского похода, а затем во время русско-японской войны.
Были известны полевые кухни системы Турчановича, штаб-ротмистра Маргушина, Крыштоф, общества Путиловских заводов.
В Красной Армии ВС СССР использовались походные кухни кавалерийского и пехотно-артиллерийского образца, двухкотельные 2КО и 2КО-У. Эти кухни буксировались конной тягой.
Перед Великой Отечественной войной были разработаны трёхкотельная кухня-автоприцеп КП-3-37 (она же КП-3), а также кухня ПК-39 и ПК-Ч-40 — на основе опыта Советско-Финской войны снабженная чугунным котлом, не требовавшим лужения.
В 1941 году тяжёлую трёхкотельную кухню КП-3 заменили более лёгкой однокотельной КП-41, на базе которой в 1942 году была разработана КП-42, в 1946 году модернизированная (КП-42М).
Кухни-автоприцепки КП-41 и КП-42 поступали на снабжение мотомеханизированных и танковых частей. Буксировались грузовыми автомобилями ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА (ГАЗ-3А). Конная запряжка для них не предусматривалась.
Технические характеристики послевоенных советских кухонь [ править ]
Показатели | КП-2-48 | КП-2-48Н | КП-2-49 | КП-125 | КП-130 | ПАК-170 | ПАК-200 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Собственная масса, кг | 980 | 957 | 960 | 1110 | 1330 | — | 3600 |
Полная масса, кг | 1240 | — | — | 1515 | 1790 | — | — |
Габаритные размеры, мм (с трубой) | 3300x1830x2015 (2590) | 3827x1820x2023 (2598) | 3310x1830x2082 (2732) | 3700x1810x2328 | 3824x2200x1620 (3350) | кунг | 4100x2340x1970 (кунг) |
Количество котлов | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 |
Ёмкость котлов для I блюда, л. полная/полезная | 125/110 | 125 | 170 | 112/100 | 100/80 (с котлом для кипятка) | 125 | 165/150 |
Ёмкость котлов для II блюда, л. | 75/65 | 75 | 110 | 156 (с котлом для кипятка) | 85/75 | 75 (и 100 для кипятка) | 125/110 (и 115/100 для кипятка) |
Расход топлива (жидкого/твёрдого), кг/час | 10/35 | — | — | 7 — 10/28 — 32 | 10/35 | — | 7 — 10/28 — 32 |
Время закипания воды, мин. | 55 — 65/65 — 70 | 95 | 65 | 55 — 65/80 — 95 | 60/90 | — | 30/45 |
Наиболее востребованная походная кухня
Несомненно, время и последующие умельцы внесли свои коррективы в изначальную конструкцию. Одной из самых популярных на данном этапе считается полевая кухня КП 125. В ней можно не только готовить, как в изобретении Турчановича, но и перевозить готовую еду – котлы сделаны из нержавейки, и их уже три. Объема достаточно, чтобы прокормить более сотни человек (впрочем, об этом говорят цифры в названии: полевая кухня КП 125 – значит, именно на стольких хватит еды). Удобна она и в перевозке, поскольку цепляется в виде прицепа к любому достаточно мощному транспорту.
Можно и «хлеб» испечь
Конечно, это будет не полноценная мучная выпечка, но на хлеб похоже, а ведь без него народ чувствует себя сытым не до конца. Во время войны такое блюдо называлось «хлеб Ржевский». Для него варится картошка, которая проворачивается на мясорубке. На противень или сковородку насыпаются отруби, сверху выкладывается для охдаждения картофельная масса. Когда она остынет, в нее добавляются все те же отруби, масса солится, замешивается «тесто» и запекается в духовке (если у вас в доступе полевая кухня 130) или на сковороде под крышкой.
Рядовые граждане, если они не поклонники турпоходов и не являются «полевыми» работниками, в повседневной жизни вряд ли столкнутся с военно-полевой кухней. Все же это полезное изобретение необходимо только в походных условиях. Хотя в последнее время полевая кухня в Спб, например, становится все более популярной: она активно используется при организации загородных и дачных праздников и корпоративов. Так что и в мирное время, и для не особых любителей пеших походов «переносной очаг» оказывается отнюдь не бесполезным!